Мусорная реформа в России
Мусорная реформа в России — реформа отрасли, включающая комплекс мероприятий по изменению структуры системы обращения с отходами, реализуемый более 10 лет Правительством и регионами Российской Федерации.
В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части обращения с отходами предполагается:
- раздельный сбор отходов,
- жёсткие санкции за ненадлежащую утилизацию,
- поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке.
В ряде регионов разработаны стратегии обращения с отходами, предполагающие достижение целевых показателей уровня переработки и снижения воздействия на окружающую среду, а также и использование наилучших доступных технологий.
Затраты на реализацию программ варьируются в диапазоне 20—100 млн евро. Все стратегии предполагают финансирование преимущественно за счёт внебюджетных средств.
Когда началась мусорная реформа
- С 01.01.2019 на новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами перешли 69 регионов России.
- С 01 января 2020 мусорная реформа должна была охватить почти всю страну.
Для жителей России создана специальная горячая линия по мусорной реформе (8-800-555-97-76), для того граждане имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы.
Цели мусорной реформы
Основная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволит выбрасывать отходы в оврагах и лесах:
- Прекратить выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах.
- Старые полигоны преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде.
- Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями.
Вывоз отходов становится коммунальной услугой; заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач. При этом стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор, т.е. осуществлять раздельный сбор мусора.
Закон о мусорной реформе
Для проведения реформы одного закона недостаточно, потребовалось ввести несколько нормативно-правовых актов для внесения изменений в систему обращения с отходами:
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов».
- Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 N 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами».
- Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
- Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов».
- Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».
- Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».
Проблемы реализации мусорной реформы в Рф
Согласно Закону об отходах региональные власти были обязаны к 26 сентября 2016 года утвердить территориальные схемы обращения с отходами и предоставить их на согласование в Росприроднадзор.
Но к указанному сроку в 23 регионах в срок документы на согласование не предоставили, а в Крыму даже не приступили к разработке схемы. В связи с этим было принято решение перенести сроки реализации реформы на 2019 год.
В 2019 году премьер-министр Д. Медведев призвал руководителей регионов не пытаться отсрочить переход на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами. И снова из 85 регионов на новую систему перешли 70, и в 57 система действует на всей территории.
В сентябре 2020 года Счётная палата охарактеризовала ситуацию в обращении с твёрдыми коммунальными отходами в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере назвала безуспешной по вине федеральных и региональных властей.